Был бы друг, найдется и досуг: почему гетеросексуальные мужчины занимаются друг с другом сексом? - MOO "Позитивный Диалог" ​ Общество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. ​ Межрегиональная общественная организация

Был бы друг, найдется и досуг: почему гетеросексуальные мужчины занимаются друг с другом сексом?

Мужчины, практикующие секс с мужчинами (МСМ) - мужчины, относящие себя к геям или бисексуалам; трансгендерные мужчины, имеющие секс с мужчинами; а также гетеросексуальные мужчины, имеющие половые контакты с мужчинами.

Значительная доля мужчин занимаются сексом с другими мужчинами, но не идентифицируют себя как геи или бисексуалы. Лучше всего этот феномен описан в отношении белых мужчин, живущих в сельской местности в США. При этом в остальном их жизнь вполне «традиционна» и гетеронормативна, многие из практикующих дружеский секс мужчин — гомофобы и мизогины. «СПИД.ЦЕНТР» изучил это явление и его связь с эпидемией ВИЧ.

Пока клип рэпера Lil Nas X (Монтеро), в котором он изображал, как соблазняет и сменяет дьявола на троне в аду, набирал миллионы просмотров на YouTube, консервативная американская публицистка Кэндис Оуэнс затеяла дискуссию с исполнителем в Twitter. Она обвинила Монтеро в том, что он своим поведением позорит, наряду с певицей Карди Би и покойным Джорджем Флойдом, всю расу.
Интересно, что в этих спорах пропало из виду довольно нравоучительное содержание скандальной песни. Певец, то ли с сочувствием, то ли с осуждением, обращается в ней к знакомому, который скрывает свои отношения с мужчинами: «Не стану врать, ты живешь во тьме… но, если Ева не в твоем саду, ты знаешь, что можешь мне позвонить».
На самом деле у ученых до сих пор нет консенсуса о том, почему сексуальное поведение и сексуальная идентичность некоторых людей не совпадают: в лицемерии ли дело, в общественном давлении или мы слишком мало знаем о том, как устроена наша сексуальность на самом деле?

Еще в 1950-е годы в своих знаменитых «Отчетах» о половом поведении людей американский биолог Альфред Кинси отметил, что однополые связи гетеросексуальных людей далеко не такое редкое явление, как может показаться. По его подсчетам, 37% мужчин и 13% женщин имели хотя бы один случай гомосексуального секса, закончившегося оргазмом, в жизни.
Позже выкладки Кинси оспаривали и уточняли, но кое-что осталось верным по сей день: между тем, что что люди о себе думают, и тем, как они себя реально ведут (иными словами, между поведением и идентичностью), лежит огромная пропасть.

В исследовании Чикагского университета 1994 года под названием «Социальная организация сексуальности» указано, что менее четверти людей, которые сообщали об опыте однополого секса (а о нем сообщили 24% мужчин и 16% женщин), идентифицируют себя как геи или бисексуалы. Этот разрыв сохраняется в самых разных социальных группах. Раса и гендер дают некоторые колебания в доле таких людей.

Еще одно исследование 2003 года показало, что наибольшее соответствие между идентичностью и поведением было обнаружено среди американских женщин и мужчин азиатского происхождения, а наибольшее расхождение — в группе белых мужчин и среди чернокожих женщин. Почему так — ученым еще предстоит выяснить. В случае с чернокожими женщинами цифры стали ближе к средним, когда ученые скорректировали их с учетом тех, кто занят в секс-индустрии. Вероятно, секс-работа предполагает меньше возможностей для выбора своего поведения. Если бы разрыв можно было объяснить исключительно страхом раскрыть свою идентичность, по идее, он должен был бы сокращаться в странах с дружественным к ЛГБТ+ людям законодательством и расти там, где распространены дискриминация и преследования, что, конечно, сложно проверить.

Сегодня в США отмечают следующие тренды в определении своей сексуальности:

  • молодые люди все чаще избегают бинарности и определяют себя как бисексуалов или квир, а не геев или лесбиянок;
  • но люди, определяющие себя как геев или лесбиянок, реже скрывают свою идентичность, чем бисексуальные люди.

Получается, что сексуальная идентичность в относительно благополучной обстановке размывается, но отход от бинарности все еще дорого стоит. Среди опрошенных депрессия, тревожное расстройство и панические атаки чаще всего встречались именно у бисексуальных людей.

Бинарная модель сексуальности, в которой все люди делятся строго на гомо- и гетеро, не дает ответы на все вопросы. Например, психолог Лиза Даймонд, выпустившая в 2009 году книгу «Сексуальная флюидность» (Sexual Fluidity), опросила 100 женщин об их опыте однополых отношений и выяснила, что почти у половины с 1995 по 2005 год сексуальная идентичность сдвинулась на 1 пункт (из 6) по шкале Кинси (прим.: Шестибалльная шкала оценки сексуальной ориентации от полностью гетеросексуальной до полностью гомосексуальной), а у четверти — даже на 2. И с возрастом, по наблюдению Даймонд, у женщин эта изменчивость только росла.
Даймонд предлагает подходить к сексуальности как к динамичному явлению. Но в обществе все еще лидирует бинарный подход, в котором опираются либо на биологию, либо на детский опыт (фрейдизм). В 1970-е годы в США этот подход помог активистам ЛГБТ+ бороться за свои права. Юридическая система, скорее, даст защиту стабильной в своей идентичности группе, чем людям, которые «не определились» или «могут передумать» с точки зрения общественности.

Чтобы защищать права всего ЛГБТ+ сообщества и не исключать бисексуальных, пансексуальных людей, профессор Лиза Дагган еще в 1994 году в книге Queering the State предложила модель защиты прав ЛГБТ+ по аналогии с защитой свободы совести. С ее точки зрения, можно взглянуть на сексуальную идентичность как на глубоко важные убеждения, которые, однако, не заложены от природы и могут изменяться со временем, но все равно заслуживают защиты. Но пока что в залах судов и парламентов царят отсылки к биологии.

Белые товарищи

По понятным причинам, изучать сексуальность человека сложно. И традиционно самой изученной группой остаются американские белые мужчины. Эти исследования показывают, что гетеросексуальность и впрямь то ли очень хрупка, то ли очень своеобразна.

Доктор Джейн Вард для своей книги «Not Gay: Sex Between Straight White Men» собрала множество примеров гомосексуальных отношений гетеросексуальных мужчин. Она учла не только ситуации, где контакты могут быть вынужденными (тюрьма, армия, банды, студенческие братства), но и те, где они добровольны (бани, консервативные пригороды, частные объявления о поиске партнеров в интернете).

Именно Вард, пусть и ошибочно, приписывают изобретение сленгового термина bro-job (по аналогии с blowjob — оральный секс (англ.), но в данном случае в компании «бро» — мужчин-приятелей. — Прим. ред.). Для Вард самым важным было исследовать отношения власти в компаниях «бро». Она пришла к выводу, что бро пытаются попасть в группы, которые, по их мнению, обладают властью. Их сексуальные контакты не подрывают, а наоборот, укрепляют существующую в обществе иерархию — даже расовую! Белые мужчины, выступая из привилегированной позиции, вправе собираться в «мужские клубы» и сохранять свой маскулинный имидж, избегая стигмы гомосексуальности, несмотря на то, чем буквально занимаются в своих клубах.

Вслед за Вард поведение гетеросексуальных белых мужчин изучал в 2016 году социолог Тони Сильва. Он опубликовал исследование с замечательным названием «Товарищеский секс: конструируя нормативную маскулинность среди сельских гетеросексуальных мужчин, которые занимаются сексом с мужчинами».
Согласно этому исследованию, в шутке про «Васю, который был таким мужественным, что спал только с мужиками» доля шутки невелика. А еще оно подарило нам термин для такого секса — это bud-sex (от англ. bud — приятель).

Надо отметить, что по своему охвату исследование было небольшим — всего 19 респондентов, которых Сильва нашел на сайтах знакомств. Самым удивительным его открытием было, что, похоже, он не имеет дела со шкафными (прим.: Скрывающими свою ориентацию) гомосексуалами или бисексуалами. Большинство опрошенных использовали нетипичные для своего круга сексуальные практики, чтобы конструировать нормативную маскулинность.

Вот, как они этого добивались:

  • Они выбирали в партнеры преимущественно других мужественных, белых и гетеросексуальных (или скрывающих свою бисексуальность) мужчин. Маскулинность они понимали как все «не женское», опираясь при этом на широкий ряд стереотипов. Они мизогинны и гомофобны, и как огня избегают женственных мужчин.
  • Они избегают романтической привязанности. Хотя их отношения не лишены теплых чувств. Они дружат, разделяют общие интересы, политические взгляды, хобби и даже женщин. Секс — лишь дополнительный элемент этих отношений.
  • В итоге они считают, что их гетеросексуальность не страдает. Ведь они совсем не женственны, не имеют дел с «геями» и не влюбляются в своих товарищей. Женатые участники даже считали свои связи более безопасными для брака, чем интрижки с женщинами, и полагали, что именно так лучше сохранять свою «правильную» семью.
  • Насколько поведение собеседников Сильвы является результатом воспитания, жизни в консервативном обществе или желания не лишаться ни привилегий «нормального образа жизни», ни желанных сексуальных контактов, выяснить в интервью ученому не удалось. Интересно отметить, что расовые отличия, как и писала Вард, возможно, и правда играют какую-то роль в том, что «Горбатая гора» разыгрывается в американской глубинке снова и снова.
Черные бро

Чернокожих мужчин, которые имеют гомосексуальные контакты, но заявляют о своей гетеросексуальности, называют совсем не товарищами. Для их описания используют выражение Down Low (DL). Оно зародилось в 30-е годы прошлого века и может обозначать любого человека, который тайно делает что-то осуждаемое обществом или аморальное (например, изменяет партнерше). Но в 1990-е оно стало обозначать, в первую очередь, именно гетеро-мужчин с гомосексуальными связями (MSMW).

 

DL — стигматизирующее прозвище. В 1990-е возникла теория, что именно DL виновны в распространении эпидемии ВИЧ и огромной доле ВИЧ-инфицированных среди афроамериканок. В начале XXI века в СМИ сложился консенсус. Это все аморальные MSMW заражают ни о чем не подозревающих жен и подруг. Но к 20-м годам появились новые данные. Например, выяснилось, что MSMW, скорее, менее склонны к рискованному поведению в сексе, не важно какого пола их партнеры, и потому реже оказываются ВИЧ-позитивными. А если и оказываются, то реже вступают в контакты с женщинами, чем ВИЧ-позитивные открыто бисексуальные мужчины.

Стигматизация Down Low сыграла против женщин. Из-за «гетеро-паники» и поисков лицемерных партнеров общественность несколько десятилетий игнорировала другие статистически важные причины инфицирования, например, наркопотребление, а также — техники безопасности. Ведь если ты уверена, что твой партнер — настоящий мужик, а не какой-то там, то можно не проверяться и не настаивать на использовании презервативов.

Если же говорить об идентичности DL, то она так же, как и в случае с «товарищами», определяется культом маскулинности. Но чтобы почувствовать себя особо мужественными DL… отрицают белую культуру. ЛГБТ+ воспринимается ими именно как часть белого мира, а гомосексуальность — извращением белого человека. При этом многие из них точно также женаты, точно также находятся в поисках мускулистых любовников в банях, парках и интернете. Быть черным, по их мнению, значит, по определению быть правильным мужчиной и, как и в случае с bud-sex, контакты с другими парнями схожих убеждений, только укрепляют их в вере в собственную гетеросексуальность.

Разница только в отношении со стороны. Социолог Ричард Питт изучил более 170 статей, написанных между 2001 и 2006 годами, и выяснил, что СМИ паталогизируют бисексуальное поведение черных мужчин, а белых товарищей игнорируют или относятся к ним с сочувствием. Черные «бадс» активно угрожают своей двойственностью сообществу и здоровью своих семей, а белые «бро» — скорее бедолаги, загнанные в эту ситуацию жестоким гетеросексуальным обществом. Как бы то ни было, идентичность и тех и других закрепляет сложившееся в обществе положение дел, и кажется, в этом и есть ее цель. Как бы спел Lil Nas X: «Детка, ты берешь от жизни все… но живешь ты неправильно».

Автор ЕЛИЗАВЕТА ПОНОМАРЕВА

Источник: https://spid.center/ru/articles/3044/

Опубликовано на сайте МОО «Позитивный диалог» 15.04.2021
Мы в ВК: https://vk.com/pdialog
Мы в ФБ: https://web.facebook.com/pdialog
Обратиться в Telegram: https://t.me/pdialog